Русская Планета 29 апреля 2016, 17:07
×

Предварительные консультации по витражам, автоматическим звонарям, куполам и кровле с выездом на место (в пределах Краснодарского края) - БЕСПЛАТНО.

Все виды работ по обустройству храмов и церквей

Русская Планета 29 апреля 2016, 17:07

«Находясь на колокольне, многие испытывают состояние приподнятости»

Служение звонаря требует фантазии, свободы и музыкального вкуса.

В светлые пасхальные дни любой православный христианин может подняться на колокольню храма и звонким благовестом рассказать миру о главной радостной новости — Христос воскрес! К сожалению, об этой традиции знают немногие, но первый опыт колокольного звона, бесспорно, может стать самым ярким моментом праздника.

А в Екатерининском сквере Краснодара 1 мая пройдет мастер-класс профессиональных звонарей, которые на переносной колокольне покажут горожанам разные стили звона.

О том, сумели ли после прерванной на 70 лет традиции колокольного литья нынешние мастера достигнуть уровня дореволюционных, какие ошибки совершают звонари, где на Кубани находится самый большой колокол и почему автоматизированная система звона вряд ли заменит живого человека, "Русской Планете" рассказал вице-президент Ассоциации колокольного искусства России, доцент Краснодарского государственного института культуры Виктор Бурдь:

– Можно ли сказать, что в колокольном звоне больше свободы, чем в светской музыке?

– Не стал бы сравнивать в категориях «больше» — «меньше». Сегодня наука приравнивает колокольный звон к народной музыке, а она очень вариативна, линия произведения изменяется по желанию исполнения. В колокольном звоне тоже существуют ноты, но они условные. Условную партитуру для колоколов тоже можно написать, но это будут ноты для конкретной колокольни. В другом месте с таким же количеством колоколов она будет звучать иначе, в этом и есть прелесть звона. Он уникален для каждого храма, поэтому колокольным звоном можно наслаждаться бесконечно.

– Когда вы впервые поднялись на колокольню?

– Я преподавал в Краснодарском государственном института культуры, когда в 1998 году к нам обратился президент Ассоциации колокольного искусства России, профессор Саратовской консерватории Александр Ярешко с предложением заняться этим направлением. За две недели в Саратове прошел обучение звонарскому мастерству. Занятия проходили в консерватории, каждый день репетировали по 10 часов. Потом была поездка на фестиваль в Новгород, а осенью 1998 года класс колокольного звона открыли и в Краснодарском институте культуры.

​ – Что оказалось самым сложным при обучении?

– Я имею музыкальное образование, поэтому особых сложностей не возникло. Cложнее научиться звонить тем, кто имеет слабое отношение к музыке. Колокольный звон — музыка ритмическая, нужно понимать, что такое ритм, поэтому занятия начинаются с теории. Для настоящего звонаря, бесспорно, важны музыкальный слух, фантазия, свобода мышления, потому что эта музыка, повторюсь, предполагает вариативность, импровизацию, приветствуется человек, обладающий музыкальным вкусом.

– Какие ошибки совершают начинающие звонари?

– Чаще всего это стилистическое и функциональное смешение. Колокола выполняют разную роль — одни дают стабильную ритмическую основу, другие — мелодичные, третьи — фундаментальный тяжелый звон. Как и в оркестре — у каждого своя функция. Так вот, начинающий звонарь может это путать, желая показать в одном звоне все, на что он способен. А выходит мешанина.

– Кстати, а сколько всего вариаций колокольного звона?

– Если структурировать звоны, то они бывают будничными, праздничными, постовыми и погребальным. Внутри каждой группы есть определенное разнообразие. В России также существуют школы или традиции — устойчивые способы звона, сложившиеся на определенной территории. К сожалению, на Кубани такой полноценной школы нет, она была загублена в самом расцвете в послереволюционные годы, когда колесо репрессий прошлось и по казакам, и по Церкви. В отличие от старинных русских городов, непрерывная православная традиция на Кубани начинается только в конце XVIII века, когда край стали осваивать черноморские казаки. О чем говорить, если нашему Свято-Екатерининскому кафедральному собору только 100 лет, из них 70 лет пришлись на советскую власть? Полноценная школа колокольного звона в Краснодарском крае не успела сформироваться за столько короткое время.

Виктор Бурдь считает, что автоматизированные системы звона не заменят живого человека.
Фото: Андрей Кошик / "Русская планета"

– К тому же, насколько я знаю, в некоторых храмах звонарей заменяют на электронную автоматическую систему звонов.

– Действительно, автоматика ощутимо вытесняет звонарскую традицию, на нескольких храмах в Краснодаре установлены такие системы. Из себя они представляют приборы, которые дергают за язык колокола или ударяют по нему молоточками, как на курантах. Считаю подобные системы оправданными только в случаях, когда звонаря на приходе попросту нет. В городе, где можно найти или обучить звонаря, должен быть живой человек. Когда мастер что-то делает, печет хлеб или звонит в колокола, он вкладывает чувства, энергию, любовь к ремеслу.

– А кто чаще всего становится звонарями?

– Сегодня это мастерство держится исключительно на энтузиастах, денег колокольным звоном не заработаешь. Если звонарь совмещает при этом обязанности алтарника или певчего на клиросе, он может получать на приходе небольшую зарплату, но в подавляющем числе случаев это делается бесплатно, из любви к колокольному звону и традиции. При Краснодарском институте культуры почти 20 лет ведутся курсы звонарского мастерства, ежегодно мы выпускаем от пяти до двадцати звонарей. К нам приезжают из разных районов Кубани, были ученики из Астраханской области, Волгограда, Самары, Ставропольского края, Ростовской области.

– Традиция колокольного литья прервалась в конце 20-х годов, несколько десятилетий в России колокола вообще не выпускались. Возрождение колокольного литья в 90-е проходило методом проб и ошибок. На ваш взгляд, сегодняшние мастера уже достигли дореволюционного уровня?

– Некоторые даже превзошли, но здесь нужно учитывать и развитие технологий. Сегодня можно регулировать температуру в печи до десятых, сотых градуса, в нужной пропорции смешивать металлы — олово и медь. Благодаря этому колокола можно отливать более точно и качественно. Конечно, сам факт наличия литейной печи не сделает владельца колокольных дел мастером, тонкости профессии осваиваются в процессе работы. Бывает, что внешне колокол выглядит замечательным, но в процессе игры он «садится»: у правильно сделанного инструмента голос становится тяжелее, звучнее, а если литье некачественное, не соблюдена пропорция между металлами, звучание может стать хуже, пропадает яркость, голос становится более глухим или дребезжащим.

– Расскажите о колокольне, которая вас действительно удивила?

– Мне очень нравится колокольня Свято-Троицкого храма в Горячем Ключе. Там установлен 6-тонный благовестный колокол — самый большой в Краснодарском крае.

– Как вы сами проводите пасхальный день, когда можно звонить во все колокола?

– Звонить можно всю пасхальную седмицу от Пасхи до следующего воскресения, тем самым выражая радость о воскресении Христа из мертвых. Уже многие годы с друзьями ездим по разным приходам, чтобы ощутить разницу звона на каждой колокольне. Ведь это не только разный набор колоколов, но и разная атмосфера, акустика, звучание.

– Бытует мнение, что колокольный звон имеет особое воздействие на человека. Некоторые даже говорят, что он очищает воздух. Вы с этим согласны? Какие ощущения испытывает человек, поднимаясь на колокольню?

– Колокольная музыка окутана ореолом преданий и небылиц. Знаю, что в некоторых отечественных НИИ исследуют ее влияние на физические состояния человека, микроорганизмы и окружающую среду. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать: колокольный звон — это вибрации, которые так или иначе воздействуют на организм, здесь нужно получить точные данные по каждому конкретному колоколу.

Доподлинно же известно, что если на храме есть колокола весом выше пяти тонн, там не водятся грызуны: издаваемые тяжелыми колоколами низкочастотные вибрации отпугивают их. Это понимали и наши предки, зачастую крупные зернохранилища, из которых в голодный год кормили всю округу, размещались в монастырях и храмах.

Если говорить о психологическом воздействии, то находясь на колокольне, многие испытывают состояние приподнятости, видимо, звон задевает какие-то чувственные струны души, человек становится лучше, добрее, светлее. Встречаются и те, на кого звон воздействует угнетающе, как правило, это люди в тревожном психологическом состоянии.

ЕСТЬ ВОПРОСЫ ?

Оставьте их нам, и мы их решим

Свяжитесь с нами